Историческое развитие системы гражданских правоотношений между участниками рынка привело к созданию различных способов обеспечения исполнения (выполнения) принятых обязательств, поскольку ничем не обеспеченное обязательство являлось весьма ненадежным, привлекало недобросовестных контрагентов и использовалось мошенниками. Для исключения подобных возможных рисков в российском законодательстве, основываясь на международном опыте, были предусмотрены разные способы обеспечения (гарантии) исполнения обязательств.
При разработке существующего контрактного законодательства этому вопросу было уделено значительное количество внимания, поскольку в период действия предыдущего Закона 94-ФЗ данный институт на практике показал себя не с лучшей стороны, он не работал, из-за чего государство несло значительные убытки. Хуже всех себя проявлял такой способ обеспечения исполнения контракта (договора) как поручительство. Поэтому в существующем законодательстве от данного способа отказались вовсе. Неважно дела обстояли и с рынком так называемых «серых» банковских гарантий, по которым невозможно было обеспечить взыскание, поскольку они являлись фальшивыми. Для борьбы с данным явлением был введен механизм реестра. Как видно из приведенных примеров, в последние годы механизмы и способы обеспечения исполнения претерпели значительные изменения, с которыми мы и разберемся в настоящей статье.
Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ: что это такое и для чего оно нужно?
Обеспечение исполнения договора в сфере контрактных правоотношений это механизм повышающий ответственность участника закупки и дающий определенные инструменты госзаказчику при недобросовестном дальнейшем поведении такого участника.
Закон о контрактной системе регулирует данные вопросы в статье 96 и предоставляет участникам самим выбрать один из двух возможных способов гарантии выполнения контракта. Это могут быть денежные средства, перечисленные на счет заказчика, а может быть и банковские гарантии для обеспечения выполнения договора.
От формы зависит порядок предоставления обеспечения, и требования которым оно должно соответствовать, также разные. Но в целом механизм гарантии выполнения договора законодателем в первоначальной редакции Закона о контрактной системе был установлен в качестве обязательного для большинства осуществляемых заказчиками закупок. На данный момент обеспечение выполнения контракта является обязательной мерой при заключении договора по результатам проведения всех конкурентных способов закупок, за исключением, грубо говоря, запроса котировок и запроса предложений. Оговорка сделана специально, поскольку более точные условия обязательного применения обеспечения исполнения контракта указаны в первоисточнике, а именно в части 2 статьи 96 закона о закупках. Так же, из-под обязательного применения гарантии выполнения договора выведено большинство случаев закупок у единственного поставщика.
Но во всех вышеуказанных случаях исключениях, заказчиком по своему усмотрению может быть установлено обязательное для выполнения контрагентом требование об обеспечении исполнения контракта. Если такое требование установлено, в не зависимости от того, сделано это госзаказчиком в силу обязанности предусмотренной законом, или в силу своего усмотрения и желания, данное требование становится обязательным для выполнения победителем закупки. Соответственно, договор не может быть заключен ни при каких обстоятельствах, если это условие не будет соблюдено, а в случае заключения такой договор может быть признан судом недействительным. Так же невыполнение требований о предоставлении гарантии выполнения контракта, скорее всего, повлечет внесение участника в реестр недобросовестных поставщиков как уклонившегося от заключения контракта.
Когда возвращается обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ?
Обеспечение исполнения контракта возвращается только после успешного исполнения контракта. Деньги находятся на виртуальном счете торговой площадки все время, пока длится контракт.
Если контракт не был выполнен, то обеспечение исполнения контракта не возвращается (согласно 44-ФЗ).
Деньги, затраченные на банковскую гарантию, не могут быть возвращены в любом случае, поскольку такая гарантия оформляется на один конкретный контракт.
Порой внести большое количество денежных средств труднее, чем оплатить стоимость банковской гарантии. Поэтому в каждом конкретном случае решение о том, как обеспечить исполнение контакта в торгах, остается за исполнителем контракта.
Заявку на банковскую гарантию Вы можете подать через наших менеджеров. Закажите звонок, и наши специалисты свяжутся с Вами.
Способы обеспечения исполнения контракта
Как уже отмечалось в государственных закупках законодательно предусмотрено только два способа обеспечения выполнения контракта: внесение денежных средств на счет заказчика и банковская гарантия. Если госзаказчиком установлено требование о предоставлении обеспечения исполнения контракта, то участник, с которым заключается договор вправе самостоятельно выбрать один из этих двух способов. У каждого из этих способов есть свои плюсы и минусы, о которых пойдет речь далее.
В первую очередь, как более простой способ, рассмотрим внесение денежных средств на счет заказчика. При таком способе участник, с которым заключается контракт, при подписании договора со своей стороны осуществляет перечисление денежных средств на счет госзаказчика, реквизиты которого заказчик обязан указать в документации о закупке. Никаких дополнительных действий от заказчика ждать не стоит, все действия участник должен осуществить самостоятельно, поскольку подразумевается, что участник полностью ознакомился с контрактным законодательством и непосредственно с документацией о закупке.
После того, как денежные средства отправлены, будет весьма не лишним, заранее, у заказчика уточнить информацию на предмет поступления данных денежных средств на его счет. Если прошло уже больше привычного количества времени, стоит тогда связаться с банком и уточнить статус платежа. Все это необходимо по той причине, что на момент подписания договора госзаказчиком, деньги уже должны поступить на его счет. Если же этого не произошло, то тогда госзаказчик не может подписать договор, и обязан отправить сведения о поставщике в антимонопольную службу для включения в РНП.
Такая практика, когда участник может пострадать по вине банковской системы весьма распространена именно в стадии гарантии исполнения контракта, независимо от способа обеспечения. Поэтому участнику необходимо полностью держать контроль над всеми процессами, не полагаться на банк и все свои действия координировать с заказчиком, который, как правило, не меньше вашего заинтересован в заключении договора и его скорейшем исполнении.
Дополнительно стоит помнить, что при подписании контракта со своей стороны необходимо приложить копию платежного поручения о перечислении денежных средств на счет госзаказчика. Если произошла ошибка в размере обеспечения, и было переведено меньше требуемой суммы, то следует сделать еще один перевод на образовавшуюся разницу и приложить оба платежных поручения.
Во вторую очередь рассмотрим банковскую гарантию, как способ обеспечения исполнения договора. Банковская гарантия является документом, которая удостоверяет право заказчика на получение возмещения ущерба, неустоек, возврата аванса от банка, а не от стороны договора. Такой способ удобен участнику закупки тем, что для гарантии выполнения контракта не требуются собственные средства, которые могут быть изъяты из оборота компании на достаточно длительный период времени. Чем-то данный механизм напоминает механизмы страхования. Но, несмотря на такой значительный плюс, есть у него и несколько существенных недостатков.
Во-первых, за получение банковской гарантии придется заплатить. Конечно, сумма по сравнению с обеспечением исполнения договора будет значительно меньше, но эти деньги не вернутся к вам со временем, и вы их потеряете. Не стоит забывать также, что банк в случае выплаты по банковской гарантии имеет право на регрессное требование к участнику закупки. Соответственно, если возникает неисполнение или ненадлежащее выполнение контракта, участник закупки должен быть готов, что банковская гарантия, избавляя его от требований заказчика, не избавляет от выплаты вообще. Такая выплата, скорее всего в конечном итоге будет взыскана банком.
При этом оформление банковской гарантии — процесс непростой и в разных банках он оформляется по-разному, где то быстрее, где то не очень. Учитывая, что сроки предоставления обеспечения исполнения договора жестко регламентированы, и их нарушение повлечёт серьезные последствия для участника, стоит сбором документов и предварительным оформлением банковской гарантии заняться как можно раньше. Также законодательство устанавливает множество требований к содержанию банковской гарантии, а так же к порядку ее оформления. Исполнение данных требований обязанность банка, однако, из-за нарушения этих условий пострадает в первую очередь участник закупки, которого признают уклонившимся от заключения контракта и включат в РНП. Поэтому стоит тщательно проверить банковскую гарантию самостоятельно и проект банковской гарантии стоит согласовать с заказчиком до момента ее изготовления. Все это убережет вас от неблагоприятных последствий.
Отдельно стоит оговориться о случаях, когда все вышеуказанное не применяется. Такие условия частью 8 статьи 96 закона о закупках и их всего три. Исключение сделано для абсолютно всех казенных учреждений, которые выступают на стороне участника закупки. Так же, если приобретаются услуги кредитования, участник тоже не обязан исполнять вышеуказанные требования. Ну и последнее исключение сделано для бюджетных учреждений и унитарных предприятий, которые предоставляют услуги по выдаче банковской гарантии. Во всех выше обозначенных случаях заказчик не может требовать от участника исполнения требований закона в части предоставлений гарантий и денежных средств.
Кем определяется способ обеспечения исполнения контракта?
Ответить на этот вопрос стоит сразу. Способ гарантии исполнения договора выбирается непосредственно участником закупки исходя из своих возможностей и предпочтений. Заказчик ни в коем разе не имеет возможности влиять на этот выбор и не имеет права не принимать один из способов, с обоснованием необходимости предоставления иного способа гарантии исполнения.
Выбор определяется исходя из возможностей участника, и является абсолютно свободным. Заказчик в документации может лишь установить основные параметры предоставления каждого из способов. Срок предоставления обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ не зависит от способа гарантии исполнения договора и устанавливается по общему правилу до подписания договора со стороны участника, с которым заключается такой договор.
В каких случаях унитарное предприятие не вносит обеспечение исполнения Контракта?
Также существуют существенные различия между государственными или муниципальными казенными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями.
Регулирование деятельности унитарных предприятий осуществляется в рамках параграфа 4 «Государственные и муниципальные унитарные предприятия» главы 4 «Юридические лица» части первой Гражданского кодекса РФ.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения:
- федеральное государственное предприятие,
- государственное предприятие субъекта Российской Федерации,
- муниципальное предприятие.
2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия):
- федеральное казенное предприятие,
- казенное предприятие субъекта Российской Федерации
- муниципальное казенное предприятие.
Согласно ст. 4 указанного Закона №161-ФЗ, полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие» или «муниципальное казенное предприятие» и указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Таким образом, казенное учреждение и казенное предприятие – это разные виды юридических лиц. Государственные или муниципальные унитарные предприятия, отдельной формой которых являются казенные предприятия, освобождены от предоставления обеспечения исполнения контракта в случаях:
- закупки услуг по предоставлению кредита (п. 2 ч. 8 ст. 96 Закона №44-ФЗ)
- заключения Контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии (п. 3 ч. 8 ст. 96 Закона №44-ФЗ).
Теги: 44-ФЗ, участие в торгах, освобождение от внесения обеспечения исполнения контракта,
14 марта 2017
Количество просмотров: 24484
Пожалуйста, оцените, насколько был полезен данный материал.
Рейтинг: 4,6/5 — 5 голосов
Похожие статьи:
- ФАС РФ: при проведении повторной закупки в области строительства участнику будет достаточно подать «согласие» на участие (122)
- Участник не будет включен в РНП, если государственный заказчик нарушил процедуру расторжения контракта (119)
- Суд: в извещении о государственной закупке можно указывать информацию в виде отсылки к документации (114)
Комментарии ()
Размер обеспечения исполнения контракта
Основная вилка размера установлена Законом о контрактной системе в 96 статье и составляет от 5 до 30 процентов от НМЦК. Это очень важный момент, что в независимости от снижения цены контракта при проведении закупки размер гарантии исполнения договора не меняется.
Если НМЦК составляет больше 50 миллионов рублей, то тогда нижний порог повышается до 10%, верхний порог не меняется.
Так же есть исключение для контрактов, по которым заказчиком предоставляется аванс в размере более 30 процентов НМЦК, то гарантия тогда должна быть предоставлена в размере аванса.
Указанные размеры применяются, только если в ходе торгов цена не снизилась более чем на 25 процентов. Если же это произошло, то размер определяется по правилам статьи 37 Закона о контрактной системе, т.е. размер обеспечения выполнения контракта может быть увеличен в полтора раза, что устанавливают антидемпинговые меры 44-ФЗ обеспечение исполнения контракта.
Возврат обеспечения исполнения контракта
О возврате гарантии исполнения договора может идти речь только при предоставлении денежных средств на счет заказчика. При предоставлении банковской гарантии возврат денежных средств участнику не производится.
Порядок возврата денежных средств Законом о контрактной системе не определен, только установлено, что этот порядок должен содержаться в документации о закупке. Соответственно заказчик вправе самостоятельно определить любой порядок возврата. Это позволяет заказчикам устанавливать любые формы и условия для возврата гарантии выполнения договора. Соответственно участнику необходимо ознакомиться с этим порядком и исполнять установленные заказчиком требования.
Самый распространенный вариант порядка среди заказчиков является возврат по письменному требованию участника после исполнения или расторжения договора. Такая популярность обоснована тем, что зачастую банковские реквизиты у участника в течение выполнения договора меняются. Поэтому требование о возврате актуализирует такую информацию и позволяет избежать возможных проблем.
Письмо на возврат обеспечения исполнения контракта и его образец следует искать в документации о закупке, поскольку заказчик может установить дополнительные требования к такому письму. Также образец письма на возврат обеспечения вы можете скачать здесь.
Помимо возврата участник имеет право также заменить обеспечение выполнения договора. Замена обеспечения исполнения контракта на банковскую гарантию возможна, если первоначальное было предоставлено в форме денежных средств. Обратная форма замены также возможна. Для этого участнику необходимо предоставить новое обеспечение, которое может быть уменьшено на сумму исполненных обязательств, после чего заказчик имеет право вернуть первоначальное. Неправильная позиция и понимание складывается среди некоторых участников, что все должно происходить в другом порядке, или что заказчик должен вернуть не полностью сумму, а только разницу на сумму выполненных обязательств.
Отдельно стоит отметить нередко возникающую на практике ситуацию, которая связана с обеспечением исполнения гарантийных обязательств. Дело в том, что Закон о контрактной системе не предусматривает такой формы, и ничего на этот счет не устанавливает. Однако судебная практика и последние разъяснения Верховного суда Российской Федерации указывают, на то, что у госзаказчика право требовать такое обеспечение имеется в соответствии с положениями Гражданского кодекса.
Более того, порядок ведения реестра №136н предусматривает такую возможность при формировании информации в реестре. Соответственно, участнику необходимо внимательно изучить документацию о закупке на предмет заблаговременного выявления такого требования. Для участника установленное требование об обеспечении гарантийных обязательств означает предоставление денежных средств или банковской гарантии на весь гарантийный срок. Правила предоставления такого обеспечения устанавливаются документацией и они должны соответствовать общим требованиям установленным законом о гарантиях исполнения контракта.
Срок возврата обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ
Один из вопросов, который волнует любого исполнителя/поставщика/подрядчика — в какой срок будет возвращена сумма, внесенная в качестве обеспечения контракта.
В ситуации с банковской гарантией все предельно ясно — ее срок должен быть больше срок действия контракта на месяц, возврату исполнителю/поставщику/подрядчику она не подлежит.
Когда заказчик должен вернуть деньги, внесенные в качестве обеспечения
Что касается денег, внесенных в качестве обеспечения, здесь ситуация складывается несколько сложнее. Единственное, что определено пунктом 27 статьи 34 Федерального закона № 44 — это то что срок возврата определяется заказчиком так, как ему удобно, а информация о нем должна быть в обязательном порядке включена в проект контракта, являющийся необъемлемой частью аукционной/конкурсной документации, а в дальнейшем и в сам контракт. В итоге получается, что обеспечение будет возвращено после исполнения всех обязательств по контракту, а вот когда — определяет заказчик.
Возникает вопрос — когда контракт считается исполненным. Фактически, этот момент наступает тогда, когда стороны подписывают акт выполненных работ/оказанных услуг или товарную накладную. Единственные обязательства, которые остаются после этого у исполнителя/поставщика/подрядчика — это гарантийные, однако это не означает, что деньги, предоставленные для того, чтобы подтвердить добросовестность, будут находиться на счету заказчика до тех пор, пока они не закончатся.
Пунктом 7 статьи 96 Федерального закона №44 определено право исполнителя уменьшить обеспечение исполнения контракта пропорционально выполненным обязательствам, то есть вернуть часть денег еще до того, как контракт полностью исполнен. При этом можно выбрать иной способ обеспечения: вместо суммы, которая должна остаться на счету заказчика, предоставить банковскую гарантию. На практике этот момент, как правило, применяется лишь в случаях, когда контракт заключается на большую сумму и предполагает поэтапное исполнение.
Что нужно сделать, чтобы вернуть обеспечение, перечисленное заказчику
Последовательность действий, которые должен совершить исполнитель/поставщик/подрядчик для того, чтобы заказчик вернул ему деньги, внесенные в качестве обеспечения исполнения, прописана в контракте.
Обычно нужно направить в адрес заказчика письмо с уточненными реквизитами. Делается это не для того, чтобы усложнить исполнителю/поставщику/подрядчику жизнь, а для того, чтобы деньги не «ушли» в неизвестном направлении. Ведь с момента подписания контракта до его исполнения может пройти не один месяц и номер счета, или какие-то другие данные, вполне могу стать другими.
Что делать, если заказчик не вернул деньги в срок
В любом контракте прописаны штрафные санкции, которые применяются к обеим сторонам в случае нарушения условий. Если деньги, перечисленные в качестве обеспечения исполнения, не возвращены в установленный срок, исполнитель/поставщик/подрядчик вправе обратиться в суд и помимо перечисленной суммы получить еще и пени.
Форс-мажор, или что делать если контракт не заключен
На практике может возникнуть случай, когда подрядчик/исполнитель/поставщик перечислил деньги в качестве обеспечения исполнения, однако документ в течение 30 дней, по независящим от него обстоятельствам, подписан не был. В этой ситуации заказчик должен вернуть деньги, находящиеся на его счету, в течение пяти рабочих дней.
3.7352941176471 Рейтинг 3.74 (17 Голосов)
Удержание обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ
Гарантия выполнения договора имеет своей целью предоставить заказчику инструменты и возможности для оперативного воздействия на поставщика, с целью надлежащего исполнения его обязательств. Поэтому госзаказчик имеет право удержать из гарантии выполнения договора суммы убытков, неустойки, а также аванса, если он есть. Порядок такого удержания может быть установлен контрактом и должен соответствовать требованиям законодательства.
Участник имеет право обжаловать решение принятое госзаказчиком об удержании обеспечения исполнения договора, если он не признает такое решение и считает, что свои обязательства он исполнил надлежащим образом. Удержание обеспечения выполнения контракта по 44-ФЗ не отменяет иные формы и способы взыскания неустоек и убытков с поставщика. Это означает, что заказчик может воспользоваться таким способом, а может взыскать их с поставщика напрямую. Это может произойти, например, если срок действия банковской гарантии истек, и требования к банку госзаказчик уже предъявить не может, но истечение срока не снимает с поставщика ответственности за неисполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по контракту.
Ответственный за возврат обеспечения контракта по 44-ФЗ
Организация возврата обеспечения контракта по 44-ФЗ возлагается на контрактную службу, сообщающую в бухгалтерию об исполнении договора (подпункт 9 пункта 14 Приказа Минэкономразвития № 631 от 29.10.2013 г., которым утверждено типовое положение о контрактной службе).
Кроме того, организация возвращения суммы обеспечения может возлагаться на контрактного управляющего, чья обязанность по передаче сведений в бухгалтерию устанавливается должностной инструкцией. Перечисление осуществляется на указанный исполнителем банковский счет.